История создания автомобиля
Автомобиль – одно из важнейших изобретений человечества. Этот агрегат на долгие годы определил вектор развития промышленности и быта жителей всех стран мира. Сегодня ни одна компания, от маленькой кондитерской лавочки до международной корпорации по продаже персональных компьютеров, не может обойтись без машин. А практически в каждой семье имеется хотя бы один автомобиль. Но кто придумал их? Откуда они пошли? С чего все начиналось? Имеется же у этих привычных спутников нашей жизни история? Безусловно, имеется. И для этого нам потребуется переместиться на несколько столетий назад. Но прежде стоит отметить, что назвать конкретные даты и имена весьма сложно – первые прототипы автомобилей создавал еще Леонардо Да Винчи, а некоторые самодвижущиеся устройства придумывались для развлечения, как игрушки императоров и царей, не получившими должного развития. Более того, коммуникация между изобретателями в те времена была нулевая, и одни и те же конструкции могли придумываться в разных странах совершенно независимо друг от друга в одно и то же время.
Еще до изобретения двигателя внутреннего сгорания были паровые машины. В 1769 году француз Николя Кюньо придумал и сконструировал «паровую телегу». Она была небольшой, работала на пару, производимом в котле, выступавшем в роли движителя, развивала очень маленькую скорость, примерно равную скорости движения пешехода, а запаса топлива хватало всего лишь на 15-20 минут. Изобретение было весьма неординарным, но в итоге оно не прижилось из-за своей общей бесполезности. В 1791 году русский изобретатель Иван Кулибин представляет на суд публики свою необычную конструкцию – «трехколесную самокатку». Суть заключалась в том, что слуга должен был сидеть впереди и крутить педали, а для господина отводилось роскошное место сзади. Отличий от велосипеда было немного, поэтому «самокатку» Кулибина можно было бы назвать «веломобилем», но именно он придумал прообраз коробки передач, руля и тормозной системы. Несмотря на это, экипаж русского изобретателя был встречен весьма холодно и о нем забыли. Да и сам Кулибин не считал это своим главным достижением, считая его «развлечением для праздных господ».
В 1803 году на Туманном Альбионе был изобретен первый полноценный паровой автомобиль. Внешне он напоминал большую телегу, только теперь уже полноразмерную. Под ее полом располагался котел, за которым следил кочегар, а водитель сидел точно над передними колесами и при помощи некоего подобия руля управлял движением. Перевозить этот агрегат мог до 10 человек одновременно. Некоторые энтузиасты увеличивали количество сидений или вообще использовали электрические двигатели, но всё это не уходило дальше аванпроектов, которые не получали должного развития. Хотя некоторые образцы были весьма оригинальными – в 1832 году в той же Англии появился самоходный дилижанс, перевозивший аж 50 человек. Этого мастодонта прозвали «наземный пароход». А в США в 1789 году Оливер Эванс представил на суд публики машину-амфибию, которая могла передвигаться и по воде, и по суше.
Все эти изобретения стали практически тупиковой ветвью развития – прогресс был малозначителен, сами машины были слишком сложны в строительстве и эксплуатации, и стоили они баснословных денег. Так продолжалось до 1886 года. Немецкий инженер, промышленник и изобретатель Карл Бенц изобретает самодвижущуюся машину, работающую на двигателе внутреннего сгорания. Она представляла собой экипаж на трех колесах, и был рассчитан на двух человек. Мотор на 0.9 лошадиных сил был установлен позади кресел, приводя задние колеса в движение. Единственное переднее колесо было рулевым и управлялось при помощи рукояти. Удивительно, но примерно в то же самое время еще один изобретатель Готтлиб Даймлер изобретает свою повозку на бензиновом двигателе с водяным охлаждением. Но по воле случая именно машина Бенца получила большую известность. Случай этот был весьма неординарный – после получения патента на своё детище, немецкий инженер решил прокатиться на нем по городу Мангейм, продемонстрировав плод конструкторской мысли людям. Но прохожие не оценили этого – незнакомая машина была слишком шумной. Карл расстроился и поставил экипаж рядом с домом, желая в дальнейшем произвести определённые улучшения. Но не все были так уж испуганы и раздражены новшеством Бенца – кто-то решил украсть драгоценный агрегат и добраться на нем аж до городка Форцхейм, находившегося в 180 километрах от Мангейма. Какого же было удивление немецкого инженера, когда выяснилось, что похитителями оказались его жена и двое сыновей! Естественно, машина была не рассчитана на длительные поездки, и после прибытия в Форцхейм «грабители» попросту не смогли оттуда уехать. Но безлошадная повозка приковала внимание жителей всего городка, и вскоре весть об этом изобретении разлетелась по всей Германии. Так, сама того не подозревая, жена Карла Бенца стала первым рекламным агентом для изобретения своего мужа.
Благодаря такой известности, герр Бенц создает свою компанию по производству самоходок и выпускает первые четырехколесные автомобили. Несмотря на свою старомодность и медлительность, они оставались весьма простым, надежным и доступным решением на крайне ограниченном рынке. В 1903 году французские инженеры решили помочь доработать изобретение немецкого коллеги, но попытки внедрить их идеи в производство окончились неудачей. После нескольких лет упорного труда, Бенц вводит новые изменения и постепенно его предприятие поднимается из небытия. Ранее упомянутый Готтлиб Даймлер не отставал от своего соотечественника. В 1895 году вместе со своим соратником Вильгельмом Майбахом он создает и запускает в производство первый автомобиль марки «Daimler». Именно этот изобретатель предлагает миру новейшие двигатели невиданной доселе мощности – 24 лошадиные силы. Эти крепыши развивали невероятные 80 километров в час, но управлять такой повозкой было весьма проблематично и опасно. Даймлер и Майбах решили довести дело до ума, так как этими двигателями заинтересовались многие, и в 1900 году на свет появляется первый четырехколесный автомобиль, который даже внешне отдаленно напоминает современные образцы. Эта модель получила название «Mercedes», в честь дочери герра Даймлера. В этой машине были все новшества того времени – мотор на 35 лошадиных сил, коробка передач, радиатор, выполненный в форме сот, зажигание с помощью магнита низкого напряжения и многое другое. Машина стала эталоном качества, а все последующие модели марки «Daimler» были переименованы в «Mercedes».
Французы тоже не отставали в новшествах. Что и говорить – даже название «автомобиль» происходит от французского словосочетания «аутюр мобиль», что переводится как «самодвижущаяся повозка». Эдуард Мишлен в 1895 году изобретает пневматическую шину для автомобилей – до этого они двигались подобно телегам на голых деревянных или металлических колесах. Шины были представлены публике на гонках Париж-Бордо, где они несколько подвело новатора – у них постоянно случались проколы, и из-за этого машина сошла с дистанции. Несмотря на это недоразумение, новшеством заинтересовались, отметив плавность хода и увеличенную управляемость, и французский инженер продолжил совершенствование своего детища, основав в дальнейшем небезызвестную фирму «Michelin».
Дальнейшая история автомобилестроения шла по нарастающей. Совершенствовались кузова, двигатели, изобретался конвейер для облегчения и ускорения процесса сборки, стали появляться образцы военной техники. Сейчас выпускаются машины-гибриды, работающие на дизеле и электричестве, полностью электрические машины – инженерную мысль уже не остановить. Но прародителями всех этих новшеств остаются изобретения инженеров, решивших продвинуть человечество вперед. Что ж, им это вполне удалось.
Читайте также: История возникновения автомобильных шин.