История возникновения колеса

Колесо лежит в основе движения автомобиля. Пока летающие машины остаются фантазией режиссеров и писателей-фантастов, именно колесо является деталью, с помощью которого перемещается большинство видов транспорта – от велосипеда до марсохода. Но как оно возникло?

Чтобы проследить всю историю колеса придется потратить очень много времени, поэтому остановимся лишь на основных вехах. Прообразом колеса стали бревна, которые подкладывались под тяжелые грузы для облегчения их перемещения. С развитием поселений и торговли, развивалась и технология поставки грузов – сначала увеличивалось количество бревен (благодаря этому в разных местах передвигали огромные камни для гробниц и статуй, и пришельцы здесь ни при чем), а затем кто-то догадался выбить прообраз колеса из камня.

Так как никакой коммуникации между поселениями тогда не существовало, точно назвать первых изобретателей будет крайне затруднительно. Пока что пальму первенства удерживает Месопотамия – археологи нашли там колесо возрастом более 5000 лет. Совершенствование этого изобретения длилось очень долго – считается, что в конце Бронзового века (ХI век до н.э) оно получило распространение на территории Европы, Китая и Скандинавских стран.

Но то лишь были прообразы колеса – они были сплошными, безо всяких деталей, с самой простой конструкцией. История умалчивает кто конкретно предложил колесо со спицами, но египтяне упорно заверяют, что именно в дельте Нила появилось столь причудливое по тем временам изделие. Его изготовили для более быстрого перемещения грузов, причем материала уходило значительно меньше, чем на сплошное колесо. Греки тоже не отстают и приписывают право открытия этого устройства себе – именно в Древней Греции археологи нашли колесо со спицами, обитое металлическими пластинами, датированное примерно 2000 годом до н.э. Как уже говорилось ранее, коммуникации между народами не существовало и в вопросе изобретений каждый прав и не прав одновременно.

Человечество развивалось дальше и, научившись обрабатывать металл, стало придумывать всё более сложные конструкции. Кельты сделали стальной круг, который удерживали деревянные спицы. Это было связано с особенностями местности кельтских территорий – часто холодные зимы, неблагоприятные условия для транспортировки грузов в условиях весенней и осенней распутицы. В таком формате колесо просуществовало очень долго. Изменялись лишь незначительные мелочи, совершенствовался внешний вид, но сама концепция не изменилась – спицы, железный или деревянный обод и крепление к средству передвижения.

Первые действительно масштабные изменения пришли только в конце XIX века, когда британец Роберт Томпсон изобретает пневматическую шину для уменьшения шума при езде и для улучшения управляемости. Его наработки были усовершенствованы Джоном Данлопом, что стало новым этапом эволюции колеса – теперь шины стали неотъемлемой частью колеса.

«Отцом» автомобильных колес по праву считается немецкий изобретатель Карл Бенц. Он придумал не пневматическую, а жесткую резиновую шину для своего детища. Братья Мишлен пошли дальше, и совместив наработки Джона Данлопа и Карла Бенца, придумали пневматические шины для «самоходных повозок». В США прижилось изобретение именно французских братьев благодаря промышленнику Генри Форду, который начал устанавливать пневмошины на свои первые автомобили.

Известно, что история движется по спирали. Эволюцию колеса можно описать примерно тем же образом. Автомобильный диск, ставший следующей ступенью развития, по концепции напоминал своих прародителей – цельных каменных или деревянных образцов. Связано это с развитием промышленности и желанием сэкономить – штамповка оказалась дешевле, нежели производство спиц и обода. Оправа теперь делалась из прямого листа металла, да и сам диск изготовлялся благодаря штампованию, что снижало его конечную стоимость без ущерба качеству.

Эволюция не стоит на месте – инженеры предлагают бескамерные колеса, колеса с гибкими спицами, системы активного колеса, в которые встроен полноценный мотор, тормоза и даже коробка передач. Кто знает, что изобретатели предложат потребителям в ближайшем будущем? Возможно, мы откажемся от колес вовсе и будем парить в воздухе? Время покажет.

Заказать звонок
Спасибо, Ваше сообщение отправлено.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время